SpyLOG

FC LOKOMOTIV Nizhniy Novgorod - Unofficial Web Site
ПУБЛИКАЦИИ
<|назад|> <|на главную|>


ЗОЛОТАЯ ШПАЛА

    В воскресенье (6 августа) - День железнодорожника. Люди знающие уверены, что это главный праздник страны. Железнодорожники - самые богатые и самые могущественные бизнесмены в России. С ними не сравнятся ни нефтяники, ни газовики, ни металлурги и банкиры вместе взятые. Но об этом мало кто догадывается, потому что железнодорожники - народ скромный и где-то даже скрытный.

    Основные деньги в системе делаются так. Есть главный железнодорожный банк - Транскредитбанк. Ничего себе банк, входит в первую сотню крупнейших российских банков, а в общем и целом - не хуже и не лучше других (раньше главным банком МПС был Желдорбанк, но что-то там не склеилось). Ныне через Транскредитбанк проходит процентов девяносто всех финансовых ресурсов, вращающихся в системе МПС.

    Все семнадцать российских железных дорог обязаны держать свои счета в Транскредитбанке. С этих счетов централизованно платятся все налоги (кроме местных). Транскредитбанк учрежден несколькими физическими лицами и, главное, госпредприятиями системы МПС (любое из которых, кстати, можно закрыть решением коллегии министерства - или изменить форму собственности). Впрочем, все это не так важно - у нас кто где хочет держать деньги, там и держит. В Транскредитбанк сейчас переводятся счета подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания - организации, которая занимается тарифной политикой в системе МПС.

    В принципе железнодорожными тарифами у нас занимается Министерство по антимонопольной политике (устанавливает тарифы по представлению МПС), но в местном, например, сообщении все гораздо запутаннее. Есть еще правительственная комиссия по регулированию тарифов на железнодорожном транспорте, но она тоже в принципе живет с МПС душа в душу. Само Министерство путей сообщений тарифов по большому счету не устанавливает. МПС предоставляет скидки с тарифов. Нефтяники получают деньги за нефть, газовики - за газ, а железнодорожники делают огромные деньги на предоставлении скидки с тарифов - речь идет о сотнях миллионов долларов в год.

    Итак, МПС предоставляет скидки с тарифов в зависимости от глубины предоплаты. Ни антимонопольное министерство, ни правительственные комиссии не имеют никакого отношения к скидкам. Стало быть, совершенно неважно, какой тариф установит ведомство Южанова. Важно, какую скидку даст МПС. Эти скидки предоставляются перевозчикам груза, то бишь экспедиторским компаниям. Итак, перевозчик груза делает большую предоплату и за это получает в МПС скидку с тарифа - ну, например, 10%. И вот есть, например, металлургический завод в Череповце, который продал свой прокат в Ростов. Металл надо перевезти. Производитель груза обращается в экспедиторскую компанию, и та с удовольствием перевозит груз по полному тарифу - за 100%. Или даже дает скидку и перевозит за 95%. В результате операции у экспедитора в кармане остается от 5 до 10 процентов. А если он выбил в МПС скидку в 25%, то оставляет себе никак не меньше 20. Это деньги из воздуха.

    Возят груз железные дороги, а экспедитор делает деньги. Но: эта схема на самом деле еще лучше. Экспедитор, чтобы сделать предоплату, берет деньги в кредит - естественно, в Транскредитбанке. Получается, что 17 железных дорог кладут деньги в Транскредитбанк, после чего экспедитор берет их в кредит, чтобы сделать предоплату железной дороге. Ее же деньгами. То есть экспедитор не вкладывает ничего, а получает большие деньги, в сумме "скидка минус процент за кредит".

    Самое грустное во всем этом то, что схема совершенно чистая и абсолютно законная. Но посчитаем. Оборот грузоперевозок в России - примерно 4 млрд долларов в год. Даже если речь идет о средней скидке в 10 процентов, то это уже 400 млн. Где эти деньги? Куда и кем они уводятся и, главное, для чего? Самое невинное предположение - на них аккуратно скупаются околожелезнодорожные промышленные активы, предприятия, названия которых мало кому о чем говорят. Например, Новочеркасский электровозостроительный завод (единственный в стране) или Выксунский завод, который делает колесные пары (тоже уникальный). А завтра, когда будут происходить перемены в МПС (создание РАО "Российские железные дороги") окажется, что у этих заводов, которые сейчас все сплошь АО, есть хозяин. Который продает свою уникальную продукцию кому хочет и по той цене, которая ему нравится. А вот самое неприятное предположение - зачем кто-то аккумулирует огромные деньги, - хочется оставить при себе, дабы не накаркать.


Ольга РОМАНОВА
5 августа 2000 года
"Известия"

FC LOKOMOTIV Nizhniy Novgorod - Unofficial Web Site
ПУБЛИКАЦИИ
<|наверх|> <|назад|> <|на главную|>
Обновление 07.08.00