Валерий ОВЧИННИКОВ:
СТРАШНОЕ ЧИСЛО 28.
ИМЕННО ЭТА ЦИФРА СЛОМАЛА "ЛОКО"

    У Валерия Овчинникова - юбилей. В конце ноября исполняется 20 лет с того момента, как он начал работать в качестве главного (старшего) тренера футбольного клуба. Однако наставнику нижегородского "Локомотива" сейчас не до праздников - дальнейшая судьба возглавляемого им клуба неопределенна, местные железнодорожники вполне могут отказаться от его содержания, власти же проявляют полное равнодушие.

 

БЫЛ ЗАВОД, ДА ВЕСЬ ВЫШЕЛ

    - Валерий Викторович, я хорошо понимаю, что складывающаяся сейчас ситуация вокруг "Локомотива" не способствует спокойным размышлениям, тем не менее давайте поговорим о прошедшем сезоне.

    - Этот год у нас получился очень непростым. Мы проиграли стартовый матч, тем не менее зрителям понравилась наша игра. Затем пошел, я бы сказал, игровой всплеск за счет той группы футболистов, что мы пригласили после 17 марта. Большинство новобранцев объединяло то, что они были по-своему обижены на прежние клубы, где оказались не востребованы. Когда мы их брали, то хорошо понимали, что они не выбиты из колеи, просто у них что-то не сложилось именно в данный момент, однако они сохранили какой-то внутренний завод, позволяющий на них рассчитывать. Именно так все и получилось. Мы довольно неплохо провели первый круг, ни разу не опускаясь ниже 8-го места, в итоге набрав 19 очков. Нам пророчили легкую судьбу второго круга. Однако мы не ожидали особых чудес.

    - Почему?

    - Уровень этих игроков был не настолько высок, чтобы они могли на одном дыхании пройти весь чемпионат. Миновала адаптация, и тот внутренний заряд, с которым они пришли, начал пропадать. Появилось самоуспокоение, ситуацию усугубили и другие негативные моменты, в частности, дисквалификация на пять матчей у Круковца, травмы у группы игроков, уход полузащитника Холли, игравшего важную роль в центральной зоне. Создав ранее определенный запас очков, мы еще некоторое время словно по инерции двигались вперед, а потом встали. Цифра 28 нас сломала - достигнув ее, каждый понимал, что с таким количеством очков команда уже не вылетит, и мы никак не могли преодолеть этот психологический шлагбаум. А тем временем наши соперники вдруг неожиданно начали подниматься, словно на дрожжах.

    - Почему это было для вас неожиданностью?

    - Все решил приход Антиховича в "Жемчужину", Федотова в "Черноморец", Аверьянова в "Уралан", тренеров опытных, умеющих создать боеспособный коллектив. Именно они резко обострили борьбу в нижней части таблицы. Лишь "Шинник" нас не волновал, приход в него Зелькявичюса еще отчетливее сориентировал эту команду на вылет. Нет, я не ставлю под сомнение профессиональный уровень тренера из Литвы. Просто российские специалисты лучше, чем иностранцы, находят себя в экстремальных ситуациях. Это, кстати, показал и горький опыт "Жемчужины", и тульского "Арсенала", где тоже какое-то время работали специалисты из-за рубежей России. И думаю, отсюда вполне логично вытекает вопрос - а надо ли приглашать иностранцев, когда у нас не востребованы были такие опытные наставники, как Антихович, Федотов и другие.

 

В ПРОВИНЦИИ МЫ ВСЕ - МНОГОСТАНОЧНИКИ

    - Коль мы заговорили о тренерах, то проясните следующий момент. Вы часто отмечаете, что тренерская работа в столице и на периферии кардинально отличается. Чем именно?

    - На периферии надо очень много времени уделять организационным моментам. А в Москве можно работать "чистым" тренером, о чем я мечтал всю жизнь, но чего у меня не было, наверное, ни дня. И получалось, что вместо того, чтобы говорить о тренерской работе, я все 11 лет в этом городе вынужден твердить одно и то же слово - "деньги, деньги, деньги", заниматься созданием базы клуба, ходить по различным руководителям, решать еще массу других хозяйственных вопросов. Так же, как и я, работает абсолютное большинство других наставников за пределами Москвы.

    - Финиш чемпионата заставил вас крепко поволноваться?

    - Я ни на миг не сомневался, что мы сохраним место в высшем дивизионе. Озадачило лишь то, что я ошибся в расчетах, и 28 "безопасных" очков вдруг перестали гарантировать безопасность.

    - Могла ли команда как-то усилиться в дозаявочный период?

    - Разумеется. Тем более я отчетливо видел группу игроков, которые не подходили ряду клубов, но могли вновь "стрельнуть" у нас. Но не то что на их приобретение, даже на аренду их денег не было. Вообще мы были едва ли не единственной командой, перед которой никто не поставил никакой задачи, а играть без задачи, без цели - очень сложно в психологическом плане. Я чуть не каждый день просил - обратите внимание на команду, поставьте перед ней задачу, окажите под эту цель необходимую помощь, и команда будет биться за то, чтобы выполнить эту программу. Все тщетно. В Нижнем Новгороде не хотят иметь хороший клуб, уже сейчас собирающий за сезон 200 тысяч болельщиков. Здесь все направлено на взращивание политиков, которых потом с шумом выкидывают из Москвы. А удели городские власти нам хотя бы минимум внимания, мы вполне бы могли составить конкуренцию клубам, боровшимся за шестое место. Финишировали мы одиннадцатыми, и это место вполне соответствовало уровню игры команды. Перед финишем "Локомотив" попал в зону неопределенности в связи с увольнением нашего почетного президента Омари Шарадзе, я благодарен команде, что она не рассыпалась.

 

СУДЬБА КЛУБА ЗАВИСИТ ОТ ШАРАДЗЕ

    - Прошло уже более 10 дней после окончания чемпионата. Что-то изменилось в дальнейшей судьбе клуба?

    - Пока остается полная неопределенность. Если на Горьковскую железную дорогу придет другой руководитель, то я точно могу сказать, что команда здесь не сохранится. Я тоже оставлю этот пост, прежде всего по этическим мотивам: я был приглашен сюда именно Шарадзе и вместе с ним должен уйти.

    - А если губернатор, как он не раз говорил с экрана телевизора, сможет отстоять Шарадзе на прежнем посту, что будет тогда?

    - Тогда продолжим работу дальше. Кстати, попутно хочу сказать, что такое мое отношение к Шарадзе - это не каприз, как это хотят представить некоторые СМИ. С этим человеком меня слишком многое связывает. Он всегда шел впереди, а мы двигались за ним. Мы вместе проделали путь из второй лиги в элитный дивизион. Шарадзе мог бы всех нас выгнать в позапрошлом году, когда мы провалились, именно такой совет ему давали многие местные "специалисты", особенно деятели из областной федерации футбола, но он на это не пошел. И мы доказали его правоту в сложной ситуации.

    - Мы много говорили, что власть в Нижнем равнодушна к футболу, а как вы оцениваете отношение болельщиков к "Локомотиву"?

    - Зритель нынче пошел на трибуны, мы замкнули пятерку самых посещаемых команд страны по итогам домашних матчей. Особенно меня радует то, что появилась большая группа мальчишек, которые ездят вслед за нами по другим городам, отчаянно болеют за "Локомотив". Эти ребята будут дружить с футболом многие годы. На наших матчах нынче как никогда много было болельщиков из районов области, и это тоже говорит о настоящем футбольном буме, пришедшем сейчас в Нижний Новгород. На таком фоне еще более обидно равнодушие властей, удивительно, как они не могут увидеть интереса такого огромного количества людей к самой массовой игре.

    - Верите вы, что когда-то все же отношение первых лиц города и области может поменяться?

    - В последние дни нам наконец-то оказал некоторую помощь губернатор Иван Скляров. Но это лишь маленький эпизод. Футбол нуждается в постоянной, каждодневной любви. Такой же атмосферы в чиновничьих кругах пока нет. У нас совершенно не работает в этом направлении спортивное руководство - соответствующий департамент, федерация футбола. Они должны формировать позицию губернатора и мэра по отношению к футболу, а от федерации я слышу только телеинтервью, мол, у Овчинникова - большая текучесть кадров, что ж, дорогие друзья, я не держусь за это место, приходите и делайте команду без "текучести", как вы это сделали уже в "Торпедо-Виктории".

 

НАД НАМИ - МОСКВА, А ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

    - Были ли, на ваш взгляд, какие-то неожиданности в ходе нынешнего чемпионата?

    - Пожалуй, нет, итоговые места большинства клубов можно было предсказать заранее. Расслоение между москвичами и периферией все больше увеличивается. Как-то у нас дебатировался вариант с сокращением высшего дивизиона до 12 клубов, то есть в перспективе у нас бы получился не чемпионат страны, а первенство Москвы, если в наш дивизион поднимутся "Торпедо-ЗИЛ" и "Спартак-Чукотка" да столица подтащила бы еще пару-тройку новых клубов. Вообще у нас во многом прежде всего учитываются интересы московских клубов, именно под них планируется календарь, сейчас идут разговоры, что следующий сезон надо начинать 15 апреля, чтобы участники еврокубков подошли в хорошей форме к октябрю-ноябрю. Но если будем ориентироваться на 4-5 клубов, то погубим все остальные. Меня удивляет вот что: почему о "Спартаке" думают все, а "Ротор", "Уралан" и другие клубы никого не интересуют? "Спартак"-то, да и другие лидеры большей частью живут за счет периферии, все же строится так, чтобы эту периферию в буквальном смысле уничтожить. Не пойму, зачем мы делали поля с подогревом, тратили на них огромные деньги, если не хотим играть в марте, не включаем этот подогрев в ноябре. Нам давно пора, наконец, вернуться к стабильному, соответствующему нашим климатическим условиям календарю. Надо уяснить, что если мы будем подстраиваться под кого-то за рубежом, то обязательно проиграем. Итальянцы, испанцы и другие ведь под нас не подстраиваются, они живут своей жизнью, и именно эта стабильность в календаре и других вопросах обеспечивает им успех.

    - Чем было обусловлено выдвижение "Локомотивом" Арсена Найденова на пост руководителя ПФЛ?

    - Кое-кто, особенно один юный комментатор с НТВ, поспешил заявить, что Овчинников и Найденов затеяли очередной цирк. Никакого цирка нет, ребята! Найденов, 35 лет проработавший в большом футболе, как никто знает его проблемы. Он рвется к работе, он готов стать штатным президентом ПФЛ, тогда как другие кандидаты на этот пост вряд ли решатся оставить свои клубы, а ведь именно ситуация сидения президента ПФЛ на двух стульях привела лигу к кризису. Найденов способен вывести ПФЛ из тупика, дать возможность футбольной лиге возвратиться в новом качестве, и я верю в его победу на предстоящих выборах!


Владимир ХИТРЮК
19 ноября 1999 года
"Советский СПОРТ"