Валерий ОВЧИННИКОВ:
ЧЕМ МЫ ХУЖЕ КАЛМЫКИИ?

    - К оптимистическим раскладам не располагало положение "Локомотива" перед последними турами. За счет чего же "Локомотив" смог победить в них?

    - Такое впечатление складывается по этим последним турам, что кто-то сидел и старательно "раскладывал" нас. Никто за весь чемпионат не задавал вопрос по-настоящему: "Какие же будут расклады?". Я же еще в начале чемпионата объяснял, что все решиться в последнем туре. Расклад был самый правильный, самый интересный. Раменское вышло вперед, потому что это не просто связано... ну, там есть свои проблемы, и пошло на откуп второе место. "Сокол" (Саратов) появился не сразу же, была Тула, был Липецк, Смоленск, потом мы подтянулись - вот команды, которые "дрались". Поэтому, во всей этой "свалке" за выход в высшую лигу все решалось в последних турах. В общем, наша стратегия была правильная. Нам надо было тактически обыграть команды-соперники. Весь вопрос стоял в том, у кого хватит больше ума в этом плане.

    - Как бы вы оценили последний матч "Локомотива" на выезде, с командой, которой тоже позарез нужны были очки?

    - Матч был очень боевой, был мощнейший настрой. Мы уже знали результат в Томске. "Сокол" выиграл, и в высшую лигу нас выводила только победа. "Нефтехимику" нужно было взять три очка, только так они бы смогли остаться без переходных матчей. Время матча было назначено так, что "Нефтехимику" ничего не оставалось делать, как только играть (видимо, имеется в виду более позднее начало матчей конкурентов "Нефтехимика" √ прим.GDe). Результаты я угадал практически все, кроме одного. Но, могу сказать, что результат нашей игры с "Нефтехимиком" был известен уже в Смоленске. Наверное, поэтому, Смоленск и выиграл 1:0 у Санкт-Петербурга ("Локомотив" Санкт-Петербург занял 16-е место, опередив нижнекамцев на одно очко - прим.GDe).

    Сам же матч надо было видеть: пять желтых и одна красная... Матч был очень мощный, зрелищный, боевой, злой, жесткий. Поле было в безобразном состоянии. Оно было очень жидкое, хотя многие писали, что там был мороз... Там не было снега, была сплошная "жижа". И вот на этом поле, в тяжелейших условиях приходилось играть. Когда счет стал 1:2, честно скажу, стало не очень приятно. Но здесь Зубков, конечно, Владик отличился. До этого судья должен был ставить стопроцентный пенальти, он не поставил. Ну а второй снос в штрафной площади он не мог не поставить. И, конечно, третий мяч - Зубкова. Завершил все победный гол Пети Быстрова. После удара Татарчука мяч сначала попадает в правую стойку от вратаря, летит в левую и от нее уже вязнет в луже. Быстров, опережая защитника, двумя ногами загнал его в ворота.

    - Рискуя!

    - Ну, не рискуя... Но было ведь чем рисковать (смеется).

    - За несколько туров до конца вы говорили, что на "Сокол" работает вся область, а "Локомотив" остался в одиночестве. Что вы имели в виду?

    - В одиночестве... Допустим, если бы меня Иван Петрович Скляров и Юрий Исакович Лебедев (губернатор Нижегородской области и мэр Нижнего Новгорода - прим.GDe) раза два в неделю спрашивали, как у меня дела, чем помочь, кого напрячь, кому позвонить, думаю, никто б не отказался. Вот завтра я хочу попасть к нашему мэру на встречу, хотя бы минут на пять. В Саратове это не проблема, там с удовольствием принимают главного тренера. Там понимают, что это не просто футбол. Это политика, область.

    На следующий год каждую неделю по российскому телевидению будет упоминаться Нижний Новгород. И в первую очередь это будет связано с выступлением "Локомотива". Наш город как вставка будет - "Локомотив" Нижний Новгород. Ведь мы не пишем "Локомотив-ГЖД", мы пишем "Локомотив" Нижний Новгород. Поэтому к нам надо относиться как к команде, которая представляет город и область. Вот вся наша маленькая проблема. Вот вы (журналисты - прим. GDe) называете Нижний третьей столицей России, так может от слов уже пора перейти к делу. Я сейчас спорт представляю. Займемся нашим футболом, хоккеем. Тем более, что еще есть команда первой лиги - "Торпедо-Виктория", которой тоже надо помогать. Очень много спортивных проблем.

    - 26 декабря исполняется десять лет...

    - Да, я уже объявил и не хочу этой темы больше касаться.

    - Вы точно не остаетесь?

    - Я сказал один раз! И те кто подумали, что я пошутил... Я не шучу, я просто объявил и теперь буду анализировать, слушать, а касаться этой темы не хочу. Мне надо работать, а если я скажу, что не работаю, так какой же смысл тогда работать сейчас? А работы море! Сезон закончили 26 игроков. Дело клуба - быстренько провести все расчеты, как положено, отправить людей в отпуск, отдыхать они должны, готовиться к следующему году. Надо планировать клубу дальнейшую свою жизнь. Надо заниматься финансированием. Это все происходит...

    Вы ведь так, наверное, привыкли: у нас как увольнение, так какой-то скандал, вой и драка. Я помню, здесь увольняли бедных тренеров хоккейной команды. Вы где-то полтора-два месяца все рассказывали.

    - История с Михаилом Варнаковым.

    - Для меня это неприятная вещь. Я понимаю, что одним обидно, другим не обидно, они увольняют... Я же поступил проще, никому не будет обидно. 26-го числа меня могут уволить, 26-го числа я могу продолжить работать.

    - То есть все зависит от руководства?

    - От руководства, от меня, от того, как жизнь протекает.

    - Вы-то свое мнение сформировали?

    - Мое мнение каждый день сформировано. Утром начинается и до самого позднего вечера. Я могу сказать нашим любителям футбола, что завтра к нам приезжает Вячеслав Иванович Колосков, проводит конференцию. Тоже будет напряженный день. Думаю, нашим землякам будет интересно услышать, что же думает Колосков по поводу развития российского футбола в дальнейшем.

    - У него сейчас непростая ситуация.

    - За Вячеслава Ивановича я уверен, он профессионал. Все говорят - чиновник. Да, он профессиональный чиновник. Футбольный чиновник, в хорошем понимании этого слова. Человек, который очень много сделал для развития российского футбола. В той непростой ситуации, что была у него, все баллы, все плюсы забрала Россия. Ни Украина, ни Грузия, хотя сборная-то Советского Союза была основана во многом на киевском "Динамо".

    - Ваше решение дозаявить 19 игроков после первого круга, практически не имеет прецедентов. Оно оправдало себя?

    - Вот если бы оно не оправдалось, мне бы сказали: "Вот ты набрал игроков, набрал футбольных отбросов". А оказывается, каждый игрок пришелся ко двору. Каждый внес свою лепту.

    - Какова была ситуация в команде в это время: много игроков, много претендентов на одно место?

    - Это нормальная, здоровая борьба.

    - По итогам сезона, кого бы вы могли отметить.

    - Думаю, всех, кто выходил на поле. Даже не выходя на поле, игрок, который сидел на "банке" заставлял работать тех, кто был на поле.

    - Можете сказать, кто из известных приезжих игроков мог бы остаться?

    - Вот это слово мне не нравится, "приезжий игрок". Я сам приезжий. Давайте так: профессиональный футбольный клуб не имеет в своем лексиконе слова "приезжий". Игрок связан контактом.

    - Иногда футболист разрывает контракт...

    - Если я его не выполнил, тогда он вправе это сделать.

    - Либо клуб...

    - Если игрок не выполняет наши требования. Поэтому слова из советского лексикона "приезжий" и "местный" давно закончились. Наша первая задача сохранить всех игроков.

    - Сегодня капитан команды Сергей Тимофеев сказал, что пока не определился со своим будущим.

    - Я не знаю, определился со своим будущим он, или нет. Но если клуб определиться правильно, то Тимофеев будет в Нижнем Новгороде.

    - Как вы думаете, выход "Локомотива" в высший дивизион даст толчок к общественному и гласному вниманию к футболу в Нижнем Новгороде?

    - Это во многом зависит от мэра и губернатора. Если они будут ходить на каждый наш матч, то хотел бы я видеть того их помощника, который не придет вместе с ними. Мы сделали великолепную VIP-трибуну, в которой поместиться все руководство области и города. А также крупные гендиректоры. Они бы могли решить очень многие наболевшие вопросы, в той обстановке, которую мы им создаем. Во всех городах этим пользуются.

    - Кто-то из властных структур уже успел вас поздравить?

    - Я уже говорил, что сразу позвонил губернатор и пообещал устроить праздник на уровне области. Помните, в Элисте в прошлом году был фейерверк?

    - Да, у них был национальный праздник.

    - Ну, а чем мы хуже? В Калмыкии можно, а в третьей столице нельзя?

    - А последуют ли какие-нибудь реальные дела со стороны властей после этого праздника?

    - Вот завтра, если Юрий Исакович примет меня, я у него и спрошу. Ничего космического я просить не буду. Мне очень нравиться одно его выражение: "Летящий лом не остановишь". Вот бы так применительно к "Локомотиву".

    - Наш разговор пришел к тому, что политика и футбол нынче взаимосвязаны...

    - Наверное, так оно и есть, если президенты своих стран посещают крупные спортивные мероприятия. Значимость футбола в жизни мира очень высока.

    - Сергей Тимофеев сказал, что команда играла не только за деньги...

    - Я могу прямо сказать, команда два месяца не получала зарплату. У нас просто не было финансов, мы расплачивались за игроков. Ведь подписывая контракты мы были в одном рублевом коридоре, а когда пришла пора расплачиваться, попали в какой-то кошмар. За Герасимова последняя сумма была выплачена 6-го ноября, это наши московские друзья нам помогли. Не из Нижнего Новгорода мы все проплачивали. Есть группа людей, которая нам помогала. Она в определенной мере контролировала ситуацию. У "Сокола" был последний вариант - это сбить с нас 6 очков. Когда идет такая драка, то все средства хороши.


Дмитрий СЫРОВ
10 декабря 1998 года
"НТР"