ВАЛЕРИЙ ОВЧИННИКОВ: "26 ДЕКАБРЯ Я ЗАКАНЧИВАЮ СПОРТИВНУЮ ФУТБОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

- Что будет с "Локомотивом" и останетесь ли вы работать в Нижнем Новгороде?

- Я сегодня разговаривал с Иваном Петровичем Скляровым (губернатор Нижегородской области), думаю, наш голос был услышан. Будет очень большое чествование. Я спросил - круче, чем в Элисте, он говорит - да! Думаю, это будет проходить на уровне нашего губернатора, так что все болельщики получат большой праздник. А, что касается вашего вопроса, давайте в конце, сегодня я хотел бы поздравить болельщиков, истинных, преданных нам. Которые верили нам и после первого круга, когда мы занимал достойное восьмое место, когда мы оторвались и когда нас неожиданно стали жестко оттеснять в сторону. Верили моему заявлению, что все решится в последнем туре - так и было. Стратегию на чемпионат мы выбрали правильно, начиная с первого календарного матча.

- Какими были ваши действия, если бы "Локомотив" не вышел в высшую лигу?

- Отвечаю: об этом мы даже не думали!

- Даже тогда, когда вы говорили, что согласны на бронзу?

- Давайте вернемся в историю. В 89-м году,
мы с Омари Хасановичем (начальником ГЖД Шарадзе) были на телестудии, тогда мы вышли в первую лигу Советского Союза. И я тогда был молодой, задорный, мне было 40 лет. Понимаете, что мне уже 50 лет. Провел уже 10 лет в Нижнем Новгороде. Я тогда спокойно сказал, что никогда не буду могильщиком нижегородского футбола. Помните? В прошлом году я вылетел из высшей лиги, и этот клип моментально показали. "Что ж ты, дружок, ты ж могильщик, а не уходишь?" У меня был после чемпионата долгий и тяжелый разговор с Шарадзе, где мы нашли общий язык. В плане того, выйдем мы в высшую лигу или не выйдем. Я спокойно сказал: да, я плюну на ситуацию, мы выйдем в высшую лигу. Но будет крайне тяжело. То, что я обещал, я сделал. Я доказал всем, кто говорил - "могильщик нижегородского футбола" (хотя, правда, они его и не хоронили никогда, его то и не было до меня, могу без скромности говорить: 11-е, 12-е места во второй лиге - это был не футбол. Воспоминания наших древних, заслуженных футболистов, что целый год, когда-то в тех далеких тьмутараканских временах мы играли целый сезон, год проиграли и вылетели, меня мало волнуют и интересуют!), - на сегодняшний год мы восстановили статус-кво, мы вернулись в высшую лигу за один сезон. При этом не развалились. Хотя мы дрались в последних турах против губернатора Аяцкова - целой мощной структурой области. Это радует, что именно в саратовской области губернатор страшно увлекается футболом.

- Губернатор нижегородской области вам помогал?

- Нижегородская область, она на самом деле - третья в России. По внешнему виду города, по всему. Столько битв проходит в этом городе, в области. Вообще говоря, для меня область ассоциируется с городом Нижним Новгородом. Эти выборы, перевыборы, драки, постоянные склоки - как на вулкане живем. Нижегородцы тоже от всего устали, по этому и голосовать никто не ходит. Наверное, было и губернатору не до нас, но нам то было до губернатора. Всегда было время, с удовольствием пришли! Но сегодняшний звонок, раздавшийся у меня в квартире, неожиданно для меня, он меня просто обрадовал.

- Звонок губернатора?

- Звонок губернатора и на борт самолета от губернатора шло поздравление. Иван Петрович сказал, что будет встреча с болельщиками, в областном драмтеатре. Это будет красиво, мощно. Он сказал, что мы сделали невероятное, невозможное. Наверное, он тоже знал, его информировали, наверное, он думал, что мы все-таки не выйдем.

- Без поддержки города и области "Локомотив" не продержится в высшей лиге. Каковы у команды взаимоотношения с мэром и губернатором? Предполагается ли какая-то статья расходов из бюджета города и области в пользу "Локомотива"?

- Я знаю, что наш мэр - Лебедев - ходит на наши матчи.

- Кстати, когда Лебедев был на матчах, "Локомотив" только выигрывал. Как вы считаете, изменится ли отношение к вам и вашей команде, с выходом в высшую лигу?

- К кому, ко мне лично?

- К вам лично со стороны руководства области и города.

- У меня не было каких-то плохих отношений с руководством. Хуже не станет.

- Правда ли, что каждому из игроков "Локомотива" было обещано по $50000 за выход в высшую лигу? И правда ли, что в ничьей "Сокола" с "Иртышом" были задействованы влиятельные нижегородские силы и большие деньги?

- Ну, если он все знает, зачем задает вопрос. Не хочу отвечать на такие вопросы. Есть премиальный фонд, все, что необходимо для команды, мы делаем. Все, что обещалось, то будет сделано. Клуб выполнит свои обязательства.

- А есть такие случаи, когда возят чемоданами, мешками деньги?

- Ну, я таких случаев не видел, мои чемоданы пустые. Спецконтроль проходим, по этому вряд ли можно пройти в аэропорту с сумками, чемоданами и деньгами.

- В одной из передач, на канале ОРТ, Владимир Познер напрямую спросил у президента РФС Вячеслава Колоскова, есть ли в нашем футболе неучтенные деньги, то есть черный нал и, вообще, есть ли коррупция в отечественном футболе? Вячеслав Иванович ответил категорически - нет. Каменное выражение хранил и Николай Толстых. По-вашему мнения эти факты действительно отсутствуют и, если это не так, то, сколько стоит проигранная игра.

- Я не работаю в правоохранительных органах, не знаю что такое коррупция, черный нал, мы живем на чистом нале. Может быть, сейчас кто-то улыбается, слыша мой ответ. Мы общественная организация, все коммерсанты поймут, что никакого бизнеса в нашем клубе быть не может. Мы сразу же эту систему отмели. Живем за счет того, что нам поступает официально в банк.

- Кто из судий точно не продается?

- По судьям, я не трогаю этих ребят.

- Есть ли команды, игроки, которые не берут денег за нужный результат?

- Я думаю, все команды не берут за нужный результат.

- Кому по итогам сезона скажете спасибо?

- Всей команде.

- И кому не подадите руки?

- Нет таких в команде.

- А за пределами команды, среди тех, кот имеет отношение к футболу?

- Да многим бы не подал бы.

- Можете назвать конкретно?

- А что их называть, они сами себя знают. (После паузы) я отвечу на ваш вопрос. Областная федерация после игры Омск - "Сокол" (Саратов), где Омск проявил чудеса героизма, вырвал очко, оно нам было страшно надо. Но на ОФФ так резко, громко заявляют, что они не выйдут! Нет, не мы не выйдем - они не выйдут в высшую лигу. Ну, что им подавать руку-то. Кому?

- Ваши взаимоотношения с командой "Торпедо-Виктория"?

- "Торпедо-Виктория" - это "Торпедо-Виктория", "Локомотив" - это "Локомотив". Я с уважением отношусь к президенту и главному тренеру команды. Но я был четко уверен, что никогда я не встречусь с "Торпедо-Викторией" в одной лиге в городе Нижнем Новгороде. Я могу с ней встретиться в другом городе, подчеркиваю, но в этом городе - ни-ко-гда мы не могли с ними встретиться. Не потому, что я выйду в высшую лигу или не выйду - у меня этот факт был исключен.

- Кто ваши враги в футболе?

- У меня очень много их, наверное, потому что у меня пересуд начинается 16 ноября, это тоже мои враги. Вот это, вообще для меня непонятная ситуация.

- Нет ли у вас задолженности перед ПФЛ за пластиковые сидения?

- Пластиковые сидения теперь полностью будут стоять на стадионе. Просто зима наступила.

- Здесь вторая часть вопроса: задолженность перед другими клубами за игроков, которых купили во втором круге?

- Была задолженность до 6-го числа, мы ее решили - это за Герасимова. Это надо было знать, как проходили 6-е число, было очень интересно. Вообще, о последнем месяце можно писать роман, исключительно интересный месяц в моей жизни. Сегодня даже как-то грустно, что вчера это все закончилось. Что-то потерял, прям, как кусок жизни оторвали. Даже противно, утром целый день сидишь и у тебя ничем голова не болит, кроме как об одном, как бы отдохнуть и выспаться. Но сна нет.

- Есть ли последствия в российском футболе, из-за конфликта между РФС и ПФЛ, между Колосковым и Толстых?

- А какие последствия? Наверное, он претендует на должность, там очень многие претендуют. Наверное, Вячеслав Иванович будет ее хорошо защищать, а все остальные будут сильно на него наезжать, на эту должность.

- Вы сделали заявления, что шансы выйти в высшую лигу у "Локомотива" очень малы, как расценивать такое заявление?

- Думаю, что у каждого клуба есть своя стратегия, тактика, есть определенный свой ум, у каждого президента, главного тренера. Он вправе делать то, что он хочет, говорить так, как ему удобнее, но сделать то, что требовалось! Мое заявление, не скрываю, было спланировано.

- Команда ровно играла, но потом последовала серия поражений.

- Ну, это нормальная серия, ведь мы же ехали на выезд. Я хочу видеть тех героев, кто у "Анжи" будет выигрывать, кто будет играть в Туле, Саратове на следующий год и как они там будут побеждать. Это чисто будут героические команды. Нас в этой ситуации и ловили.

- Душили?!

- Нормально спланировали и просто сбили.

- Засуживали ли "Локомотив" в Нижнекамске?

- Нет. Я думаю, что к судейству у нас претензий не было. Мы сами играли жестко. С одной стороны мы были правы в своей жесткости.

- Пять желтых, красная?

- Это нормальный процесс, это была наша жизнь. У нас мотивация в тысячу раз выше.

- Повлияло ли на действия команды, что матчи в Омске, Томске заканчивались раньше?

- Обязательно. Мы это учитывали и они учитывали. У них закончился матч, а у нас начинался через час. Странное время такое - 2 часа в Нижнекамске. Я то знаю, почему оно такое странное. Меня одно радует, команда, вылетающая из города Томска, она поднималась командой из высшей лиги и определялась в первой. Но я все равно благодарен "Соколу", саратовской области благодарен, с ними интересно работать. Я просто им благодарен. Всех, кто работал с командой "Сокол", я хотел бы поблагодарить, за нашу творческую футбольную драку. Мне она страшно понравилась. Извините, им немного не повезло. Победы "Сокола" ждала вся область. Жалко, конечно, что мы им помешали. Но с ними было интересно творчески работать.

- Где тяжелее играть, в первой лиге или высшей?

- Ну, конечно, в первой. Во-первых, 42 матча. 42 интересных матча. Тяжелее... нет тяжелее играть в высшей лиге: класс, уровень, команды, комплектация, условия. Опять нашей команде привыкнуть к высшей лиге. Одна игра в неделю - это легко, есть время восстановиться, привести себя в порядок и снова драться. А здесь: через два дня на третий, недельный цикл - пропуск. Переезды, надо просто видеть города, в которые ты летаешь. Одни понимают футбол, другие относятся к нему, как к просто игре. Не так обставлен каждый матч, как хотелось бы. Сама прелесть не только в том, что ты играешь, но и как все это происходит и где происходит.

- Скажем, в высшей труднее, но в первой сложнее?

- Высшая есть высшая, а здесь совершенно все другое, здесь много подводных течений, таких неожиданных для тебя. Верхушка айсберга только сверху, все остальное внизу. Ты сталкиваешься с какой то системой, еще с чем-то... Да, много интересных вещей!
Давайте теперь так. 26 декабря исполняется 10 лет, как я проработал в Нижнем Новгороде. Срок колоссальный, большой. Многое сделал, многое не сделал, что-то добился, чего-то нет. Но главное, что я вам говорил - про этого "могильщика" - я никогда не забуду. Фраза 10-летней давности, в прошлом году мне ее четко вставили, показали Путилина, когда он сказал: "С этим человеком вы никогда не выйдете в высшую лигу". Я доказал обратное.
Могу сказать четко, жестко и официально. 26 декабря исполняется 10 лет работы в Нижнем Новгороде, и эти вопросы будут адресоваться уже не ко мне. Говорю сегодня за месяц и 16 дней, что Валерий Викторович Овчинников прекращает свою спортивную футбольную деятельность. И это правильно, я даю право своему руководству, тем более, я думаю, что появится город, появится область теперь в клубе, пускай они решат, кто у них будет президент, главный тренер. Поэтому все интервью на телевидении... что хотят пишут... - это все вторично для меня. Это не сейчас сидел я, что-то не понравилось. Это давно созревшая, вынашиваемая мысль. Я взрослый человек, мне 51 год, исполняется 19-го ноября. Свои 50 лет вы помните, как я отмечал? Это как в песне: "Я зла не помню, я его записываю". Я его и не записываю.
У меня сейчас другая проблема, после выхода в высшую лигу. У меня сейчас пересуд, я не шучу, это такая приятная процедура. Когда год прошел, тебя по-новому тащат. Я еще не могу понять, за что? По этому, моя задача номер один - это рассчитаться с командой. Я страшно хочу поблагодарить свою команду, тренеров, администраторов, я с ними завтра еще буду работать. Но все дело в том, что все эти вопросы уже могут быть не ко мне. Комплектация, докомплектация... верьте всем разговорам обо мне: плохой я, хороший. А надоело мне все. Я знаю себя. И главное, это помогла мне команда, помощники, которые не развалились в прошлом году, мы не рассыпались, мы не "Факел", мы не "КАМАЗ", мы не Камышин, мы не "Уралмаш". Я не их главный тренер и не президент, моя фамилия Овчинников и зовут меня Валерий Викторович. Я выдержал все, я выдержал спокойно целый год. Я знаю все эти заявления, разговоры. Сколько говорили моему начальнику дороги обо мне. Я знаю всех своих врагов, их больше, чем пальцев на руке. Не знаю почему, но им не нравлюсь я. У меня есть свое видение футбола, его я понимаю по-своему и ни один человек в мире мне не вложит то, что думает он. Вот, когда займут мое место, если посчитают. Я еще не говорю, что ухожу, я ухожу. А это дело руководства решать. Но самое главное, что я честно освобождаю 26-го декабря это место. Чтобы никто, никогда мне не говорил, что я залез, чуть ли не родственник Шарадзе. Может быть, Омари Хасановичу неудобно передо мной, у нас с ним слишком хорошие отношения. Именно человеческие по отношению ко мне. В прошлом году меня должны были выгнать из команды. Нормальный процесс, и в этом году из высшей лиги люди вылетают. Работу найти не проблема. Поэтому я говорил, что не буду никогда с "Торпедо-Викторией" встречаться, я знал это.

- Это серьезное заявление. Вы намерены вообще уехать из Нижнего Новгорода или каким-то образом будите помогать команде?

- 26 декабря я заканчиваю работать, но при этом это время дается руководству области, города, нашему начальнику дороги. Он спокойно подумает, нужен я, не нужен.

- Если вам скажут нужен, что вы ответите?

- Это другой вопрос. Это я имею право отвечать. Может быть, нужен не я уже. Я знаю, что до 26-го декабря я работал, работаю и буду работать так, как я работал до этого. Моя команда может быть уверена, что пока не будет рассчитано, не отдано... Нет, так не бывает! При этом жизнь футбольная продолжается, я не вижу в этом трагедии. Нормальный процесс и с моей стороны очень честный. Я даю возможность найти лучше, чем я. Здесь полгорода ходят великие специалисты.

- В футболе, как в политике - все разбираются.

"Должен ли Валерий Овчинников остаться в нижегородском "Локомотиве"?"(всего в опросе приняло участие 2871 человек)
26,9% Да, как президент ФК
16,8% Да, как главный тренер
25,4% Президент и главный тренер
30,9% Нет

- Правильно, по этому дайте нашему председателю федерации областного футбола Александру Щербакову. Да поставьте вы его, Господи, устал я уже с ним воевать. Поставьте его президентом и главным тренером команды. Он, также как и я, закончил высшую школу тренеров. Даже работал в команде "Волга", человека незаслуженно отодвинули на такие позиции. Надо дать человеку работать спокойно. Надо дать еще кому-то работать. Человек придет, может двинет так футбол, что вы здесь с ума сойдете. Я свою лепту внес и это здорово.

- Будет ли "Локомотив" через год играть в Еврокубках?

- Я могу одно сказать: для меня этот год, как для главного тренера... Подчеркиваю, я президент, но я главный тренер, раз и навсегда хочу всем объяснить. Я тренер, главный. Для меня этот сезон был классный, интересный, созидательный, я давно такого удовольствия не испытывал, как испытываю сегодня. Когда ты сломал хребет, жестко звучит, но это на самом деле так, целой какой-то системе и машине, причем ты не представляешь никакого большого уровня, и ты смог сделать то, во что никто не верил, а верили только ты и твои помощники. Это высочайший класс. И второе место можно занимать. Все можно занимать, но надо захотеть не тебе только одному, а всем. И городу, и области, и дороге, и нашим великим бизнесменам, крутым, мощным, которые по-доброму, по-хорошему помогают нашей команде.

Александр Резонтов
8 ноября 1998 года